Профориентация

 

Сайт Министерства образования Республики Беларусь

Республиканский институт контроля знаний

МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Республики Беларусь

YouTube-канал «Твоё профессиональное образование»

Виртуальные экскурсии по колледжам и лицеям, предприятиям, рассказы уже состоявшихся профессионалов, недавних выпускников и лидеров в своей сфере - все это будет вы найдете на YouTube-канале «Твоё профессиональное образование». Также вы сможете из первых уст узнать от представителей сферы образования все о профессиональном образовании: от нюансов поступления до обучения, распределения и работы выпускников колледжей и лицеев.

Временное трудоустройство учащихся в свободное от учебы время

Управление по труду, занятости и социальной защите Молодечненского райисполкома (далее – управления) оказывает содействие во временном трудоустройстве в свободное от учёбы время молодежи в возрасте от 14 лет и старше, обучающейся в общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных, высших учебных заведениях.

Временная занятость организовывается с целью приобщения молодежи к общественно-полезному труду, адаптации к трудовой деятельности, для получения профессиональных навыков и подготовки к самостоятельному выходу на рынок труда.

Трудоустройство учащейся молодежи осуществляется в соответствии с нормами Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК РБ), предусмотренными для данной категории граждан.

Порядок организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время, включая период летних каникул, определен Положением о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2010 г. № 958 (далее – Положение).

 

О соблюдении трудового законодательства в отношении работающих подростков.

 

Особенности заключения трудового договора

В соответствии со ст.272 ТК РБ не допускается заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет. В то же время установлено исключение из общего правила и допускается возможность заключения трудового договора с лицом, достигшим 14 лет.

Для этого, должно быть письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей). Предлагаемая работа должна быть легкой, не наносить вред здоровью и развитию подростка. Кроме того, эта работа не должна наносить ущерб посещаемости учреждения образования для работающих во время учебы.

Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты от 15.10.2010 №144.

О временной занятости

Временная занятость организуется для лиц от 14 лет и старше. Она обеспечивается участием в работе студенческих отрядов, лагерей труда и отдыха, работой в межшкольных учебно-производственных комбинатах, временных ученических ремонтно-строительных бригадах, на рабочих местах в организациях, участием в общественных работах, организуемых службой занятости населения.

Преимущественным правом на временную занятость пользуются сироты, молодежь из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, детей, признанных находящимися в социально-опасном положении, а также молодежь, состоящая на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, освобожденная из воспитательно-трудовых колоний либо закончившая специальные учебно-воспитательные учреждения, обучающаяся в сменных общеобразовательных учреждениях.

 

Необходимость медицинского осмотра

Лица моложе 18 лет принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения ими 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (ст.275 ТК РБ).

Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время. При этом за работником сохраняется средняя заработная плата.

 

Продолжительность еженедельного и ежедневного рабочего времени

Согласно ст.114 ТК РБ для подростков установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 14 до 16 лет - не более 23 часов в неделю, от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся учреждений образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной для лиц соответствующего возраста:

 от 14 до 16 лет-23/2=11,5 часа; от 16 до 18 лет-35/2=17,5 часа.

Что касается продолжительности ежедневной работы (смены), то согласно ст.115 ТК РБ она не может превышать:

  • для работников в возрасте от 14 до 16 лет - 4 часов 36 минут; от 16 до 18 лет - 7 часов;
  • для учащихся учреждений образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время: в возрасте от 14 до 16 лет - 2 часов 18 минут; в возрасте от 16 до 18 лет - 3 часов 30 минут.

 

Гарантия права на отдых

Предоставление работникам моложе 18 лет трудовых отпусков в летнее время или по их желанию, в любое другое время года (ст.277 ТК РБ).

Перенос их трудового отпуска на следующий год не допускается, то есть он должен предоставляться ежегодно (ст.170 ТК РБ).

Обязанность нанимателя в предоставлении трудового отпуска за первый рабочий год по просьбе несовершеннолетнего до истечения шести месяцев работы (ст.166 ТК РБ).

Продолжительность основного отпуска 30 календарных дней (постановление Совета Министров РБ от 24.01.2008 №100).

 

Оплата труда

Несмотря на сокращенную продолжительность рабочего времени, несовершеннолетним работникам заработная плата выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. При повременной оплате труда им выплачивается полная месячная (либо дневная) тарифная ставка соответствующего разряда совершеннолетнего работника.

При сдельной оплате труд лиц, не достигших 18 лет, оплачивается по сдельным расценкам для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое сокращается продолжительность из ежедневной работы.

Для лиц, работающих в свободное от учебы время (учащиеся учреждений образования) наниматель может (но не обязан) устанавливать доплаты к заработной плате (ст.279 ТК РБ).

свернуть

Как выбрать профессию - для начинающих

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий.

Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе?

  1. Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
  2. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
  3. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение  длительного времени. длительного времени.
  4. Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
  5. Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…
  6. Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
свернуть

Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1.  Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется     и   на вопрос о твоей будущей профессии.

2.  Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3.  Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4.  Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5.  Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6.  Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7.  Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8.  Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

свернуть

Ресурсное взаимодействие ребенка и родителя в выборе профессии

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека – от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.

Необходимо, чтобы при выборе профессии молодой человек исходил не только из ближайшей перспективы, но обязательно согласовывал ее с отдаленными жизненными целями, которые могли бы быть реализованы благодаря труду в избранной сфере профессиональной деятельности.

Огромное значение при выборе не только профессии, но и жизненного пути оказывают на личность молодого человека родители. Именно поэтому для подростков необходимо сформировать алгоритм подхода к оказанию им родительской помощи в выборе профессии. Однако следует обратить особое внимание на последовательность шагов и детали в шагах алгоритма, отличающие его от алгоритма для работы с изначально профессионально ориентированными детьми.

ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

1.Провести профессионально-диагностическую работу с ребенком с целью первичного выявления его интересов

2.Провести объективное обследование состояния здоровья ребенка на предмет пригодности к предложенному спектру профессий

3.Практически прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности. 

4.Проанализировать осознанность, взвешенность и реальность профессионального выбора, который может сделать Ваш ребенок

5.Оценить реальный уровень и объем необходимой образовательной базы и обзавестись этой базой. 

6.Найти в системе образования специальность достаточно широкого профиля, близкую к предполагаемому выбору, и обучаться этой специальности, стремясь детализировать и уточнить свой выбор.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ:

1. Не оставлять детей без помощи в выборе жизненного пути. 

2. Не ставить диплом об окончании высшего учебного заведения или колледжа самоцелью. 

3. Не рассматривать высшее учебное заведение как институт социальной защиты. 

4. Не навязывать ребенку «фамильную» специальность или профессию. 

5. Не впадать в эйфорию по поводу ВЫБОРА ребенком профессии.

 

свернуть

Интернет-ресурсы: